Гипергидроз - состояние, характеризующееся повышенным потоотделением, превышающим нормальные нормальные потребности, достаточные для поддержания температуры тела.

Избыточное потоотделение может значительно влиять на эмоциональную сферу человека, снижая качество жизни, становиться причиной формирования у таких пациентов "социального клейма". Распространенность гипергидроза среди населения достаточно широка. Так, проведенное эпидемиологическое исследование в США показало, что до 2,8 % популяции страдает избыточным потоотделением. Однако пациенты редко обращаются за медицинской помощью в связи с тем, что они не определяют свое состояние как болезнь. Статистический анализ пациентов также показывает, что к лечению прибегают преимущественно женщины (соотношение мужчин и женщин составляет 1:3-5) в возрасте от 20 до 35 лет.

Что такое гипергидроз?

Гипергидроз - это расстройство выделительной функции потовых желез. Наличие гипергидроза является серьезной социальной и психологической проблемой. Ежегодно люди тратят очень большие деньги на приобретение различных деодорантов, которые не всегда оказываются эффективными, поэтому проблема повышенного потоотделения не теряет своей актуальности.

Виды гипергидроза

Повышенное потоотделение может быть физиологическим или патологическим.

Физиологический гипергидроз является защитной реакцией организма, направленной на повышение теплоотдачи при высокой температуре окружающей среды, а также при физической нагрузке. эмоциональном стрессе, употреблении большого количества жидкости. горячей пищи, и т. д.

Если у вас постоянно холодные и влажные руки, повышенная потливость подмышек, значит Вы являетесь представителем 0,6–1% населения, который страдает так называемым патологическим локальным гипергидрозом («локальный»- местный; «гипергидроз»- повышенная потливость).

Причины повышенной потливости

Усиление потоотделения может быть связано с функциональными и органическими изменениями нервной или сердечно-сосудистой системы, нарушениями водно-солевого обмена, функции почек, гипертиреозом.

Также это состояние может являться следствием ненормально высокой функции так называемой симпатической нервной системы, что обычно обусловлено генетическими причинами.

Причины гипергидроза

Первичный гипергидроз - результат повышенной активности симпатической нервной системы. Хотя гипоталамическая гиперчувствительность к эмоциональной стимуляции из коры головного мозга также имеет значение.

При вторичном гипергидрозе причиной повышенного потоотделения могут стать эндокринная патология (тиреотоксикоз, сахарный диабет, климактерический период, акромегалия), онкологические заболевания, побочные действия лекарственных средств, дерматологические синдромы, состояния, связанные с повышенным выбросом катехоламинов (острое кровотечение, стресс, болевой шок) и др.

Избыточное потоотделение может значительно влиять на эмоциональную сферу человека, снижая качество жизни. Так у 85% респондентов возникает необходимость частой смены одежды, появляется нервозность (24%), развивается социальная изоляция (15%). Больные с ладонным гипергидрозом испытывают смущение при пожатии рук (86%), трудности при работе с бумагами (15%), становятся профнепригодными (15%).

Методики лечения гипергидроза

Антиперспиранты

Применяются преимущественно для лечения локального гипергидроза, активным действующим компонентом являются: алюмохлориды (20%), алюмогидрохлориды (15%), либо алюмохлоридгексагидрат (20%), формагель (3,7% формальдегида). Эффект основан на коагуляции апикальной части концевых протоков потовых желез. Подавляющее большинство исследователей отмечают высокую эффективность данного метода лечения. Побочные реакции в виде локального покраснения и раздражения возникают у 17%-23%, самостоятельно регрессируют в течение 3-5 дней после прекращения применения.

Ионофорез с водопроводной водой

Рекомендуется для лечения ладонного и подошвенного гипергидроза. Процедуры проводятся 3 раза в неделю, длительность составляет до 10 минут. Сила воздействия устанавливается в зависимости от чувствительности пациента - до ощущения легкого покалывания.

Положительный клинический результат после проведения ионофореза заключался в снижении потоотделения более, чем на 50%.

Кюретаж

Подкожный кюретаж является одним из методов хирургического удаления гиперактивных потовых желез, проводится для лечения аксиллярного гипергидроза. Зона воздействия (область повышенного потоотделения) определяется при помощи йод-крахмальной пробы (пробы Минора). Через один 5-10 мм прокол выполняется либо липосакция зоны повышенного потоотделения, либо закрытый кюретаж - отслаивание кожи при помощи специального инструмента - узкой гинекологической кюретки. Снижение потоотделения основано на удалении потовых желез и пересечении мельчайших веточек симпатическог нерва на уровне подкожной клетчатки.

Побочными эффектами кюретажа являются: кровоизлияния и гематомы подмышечных областей, некоторое снижение чувствительности кожи (результат пересечения чувствительных нервов), а также раневая инфекция, некрозы кожи. В раннем послеоперационном периоде возможно скопление жидкости в подкожной клетчатке, что заставляет прибегать к пункциям этой зоны для удаления жидкости до тех пор, пока не наступит окончательное заживление.

Ботокс, Диспорт

Внутридермальные инъекции ботулинического токсина типа А (Диспорт, Ботокс) являются одним из наиболее востребованных и эффективных методов лечения локальных форм гипергидроза. Данный метод характеризуется высокой степенью удовлетворенности пациентами результатами терапии.

Побочные реакции после интрадермального введения ботулинического токсина типа А (препарата Диспорт, Ботокс) при лечении локальных форм гипергидроза крайне редки и преходящи, не требуют проведения дополнительного медицинского лечения.

Продолжительность снижения потоотделения у пациентов с локальными формами гипергидроза после интрадермального введения препарата Диспорт, Ботокс может быть различной (от 3 до 14 месяцев), в среднем по данным большинства авторов составляет от 5,5-6,5 месяцев.

Ходос Марина Анатольевна
Врач дерматолог-косметолог